Технические кружки
Многие дети с раннего возраста проявляют интерес к технике. В советское время технические кружки для младших школьников назывались «Умелые руки». В этих кружках дети изготовляли различные самоделки, приобретали навыки владения инструментами. Со временем ребёнок начинал интересоваться какой-либо одной отраслью технического творчества: авиамоделированием, радиотехникой и т. д.
В наше время ассортимент технических направлений, в которых могли бы найти себя дети, значительно расширился. Технические кружки для любых возрастов можно организовывать как по традиционным темам: авиа- и судомоделирование, радиотехника и электроника, так и по новым: 3d моделирование и 3d конструирование, робототехника.
Технические кружки следует организовывать исходя из уровня подготовки детей по 3-х ступенчатой схеме:
- Кружки первой ступени для тех, кто ещё не имеет опыта в технике. На этом этапе дети приобретают теоретические знания, учатся читать чертежи и планы работ по созданию модели с помощью простых ручных инструментов или методом конструкторской сборки создают свои первые самоделки.
- Технические кружки второй степени подразумевают более глубокую подготовку юных техников, как в теоретической части — они получают знания по физике и другим точным наукам с опережением школьных знаний, так и в практической — учатся создавать чертежи будущих моделей, да и модели становятся сложнее.
- Технические кружки третьей ступени создаются для опытных юных техников. В них дети учатся работать на станках и сложном оборудовании, глубоко познают программирование устройств (роботов и автоматов), учатся азам проектирования новых конструкций и устройств.
На примере технических кружков по робототехнике ступени по подготовке юных робототехников могут выглядеть так:
- Приобретение знаний по общим принципам работы датчиков звука, цвета и т. д. Приобретение навыков по чертежам собрать простейших роботов из наборов «Huna», «Lego».
- Получение знаний по физическим принципам работы датчиков. Выработка умения собрать робота, решающего прикладную задачу с использованием разнообразных комбинаций датчиков. Освоение построения роботов на основе линеек комплектующих «Arduino», «Raspberry Pi».
- Технический кружок по робототехнике третьей ступени должен дать ребятам возможность создавать новые модели роботов по всей технологической цепочке: замысел — проект (чертёж, схема) — прототипирование (на 3d-принтере) — изготовление узлов (на токарных и фрезерных станках) — пайка и сборка радиоэлектронных схем — программирование и разработка искуственного интеллекта робота — апробирование готового робота.
Конечно, для создания таких кружков нужны деньги, энтузиасты, квалифицированные инструкторы.
Инструктор одного из таких кружков г. Новосибирска В. С. Комоев рассказывает: «Первое время было сложно. Деньги пришлось собирать по крохам у родителей, которые хотели занять своих детей, но нашлись и щедрые, неравнодушные спонсоры. А когда кружок начал работу, помогла и администрация. Поскольку вопросы 3d-моделирования и робототехники были мне в новинку, до всего пришлось доходить самому. А ребята буквально засыпали вопросами. Что такое ультразвук? Как работает контроллер «Lego»? Как действует 3d-принтер? Во всех этих вопросах мне приходилось разбираться глубоко. Работал ночами. Много читал. Сейчас у нас солидный технический кружок, много изделий, созданных ребятами».
Из этого рассказа надо сделать вывод: не только массовая организация технических кружков, но и программы подготовки инструкторов технических кружков — это важный компонент поднятия в нашей стране движения юных техников.
Кандидат физико-математических наук
В. А. Донченко
P. S. Центр знаний «Интеллектор» в 2017 году планирует организовать дистанционную подготовку инструкторов технических кружков, в первую очередь по робототехнике, а затем и по другим направлениям.