Франшиза Центра знаний Интеллектор

Вернуться к списку статей

Технические кружки

Многие дети с раннего возраста проявляют интерес к технике. В советское время технические кружки для младших школьников назывались «Умелые руки». В этих кружках дети изготовляли различные самоделки, приобретали навыки владения инструментами. Со временем ребёнок начинал интересоваться какой-либо одной отраслью технического творчества: авиамоделированием, радиотехникой и т. д.

В наше время ассортимент технических направлений, в которых могли бы найти себя дети, значительно расширился. Технические кружки для любых возрастов можно организовывать как по традиционным темам: авиа- и судомоделирование, радиотехника и электроника, так и по новым: 3d моделирование и 3d конструирование, робототехника.

Технические кружки следует организовывать исходя из уровня подготовки детей по 3-х ступенчатой схеме:

  1. Кружки первой ступени для тех, кто ещё не имеет опыта в технике. На этом этапе дети приобретают теоретические знания, учатся читать чертежи и планы работ по созданию модели с помощью простых ручных инструментов или методом конструкторской сборки создают свои первые самоделки.
  2. Технические кружки второй степени подразумевают более глубокую подготовку юных техников, как в теоретической части — они получают знания по физике и другим точным наукам с опережением школьных знаний, так и в практической — учатся создавать чертежи будущих моделей, да и модели становятся сложнее.
  3. Технические кружки третьей ступени создаются для опытных юных техников. В них дети учатся работать на станках и сложном оборудовании, глубоко познают программирование устройств (роботов и автоматов), учатся азам проектирования новых конструкций и устройств.

На примере технических кружков по робототехнике ступени по подготовке юных робототехников могут выглядеть так:

  1. Приобретение знаний по общим принципам работы датчиков звука, цвета и т. д. Приобретение навыков по чертежам собрать простейших роботов из наборов «Huna», «Lego».
  2. Получение знаний по физическим принципам работы датчиков. Выработка умения собрать робота, решающего прикладную задачу с использованием разнообразных комбинаций датчиков. Освоение построения роботов на основе линеек комплектующих «Arduino», «Raspberry Pi».
  3. Технический кружок по робототехнике третьей ступени должен дать ребятам возможность создавать новые модели роботов по всей технологической цепочке: замысел — проект (чертёж, схема) — прототипирование (на 3d-принтере) — изготовление узлов (на токарных и фрезерных станках) — пайка и сборка радиоэлектронных схем — программирование и разработка искуственного интеллекта робота — апробирование готового робота.

Конечно, для создания таких кружков нужны деньги, энтузиасты, квалифицированные инструкторы.

Инструктор одного из таких кружков г. Новосибирска В. С. Комоев рассказывает: «Первое время было сложно. Деньги пришлось собирать по крохам у родителей, которые хотели занять своих детей, но нашлись и щедрые, неравнодушные спонсоры. А когда кружок начал работу, помогла и администрация. Поскольку вопросы 3d-моделирования и робототехники были мне в новинку, до всего пришлось доходить самому. А ребята буквально засыпали вопросами. Что такое ультразвук? Как работает контроллер «Lego»? Как действует 3d-принтер? Во всех этих вопросах мне приходилось разбираться глубоко. Работал ночами. Много читал. Сейчас у нас солидный технический кружок, много изделий, созданных ребятами».

Из этого рассказа надо сделать вывод: не только массовая организация технических кружков, но и программы подготовки инструкторов технических кружков — это важный компонент поднятия в нашей стране движения юных техников.

Кандидат физико-математических наук
В. А. Донченко

P. S. Центр знаний «Интеллектор» в 2017 году планирует организовать дистанционную подготовку инструкторов технических кружков, в первую очередь по робототехнике, а затем и по другим направлениям.

Вернуться к списку статей