Посетить интернет-клуб Интеллектор

Вернуться к списку статей

Обучение детей робототехнике

Вектор развития

С каждым днём такое явление, как кружки, центры и клубы для обучения детей робототехнике становится всё популярнее. Являясь чем-то новым и интересным, робототехника очень уверенно входит в нашу жизнь. Всё чаще мы так или иначе слышим о ней по телевидению и читаем в статьях. И, как следствие, естественно появляется и растёт интерес и желание заниматься робототехникой.

Одним из последних веяний в области популяризации робототехники стала идея по её внедрению в образовательный процесс через интеграцию занятий по робототехнике в школьную программу. Практика обучения детей робототехнике уже существует за границей и постепенно приходит в российские школы.

Безусловно, занятия робототехникой как способ интеллектуального развития детей заслуживают пристального внимания общества. Важно то, что такое хобби как робототехника, это и обучение и всестороннее развитие ребят, начиная от развития мелкой моторики во время конструирования роботов и заканчивая знакомством с языками программирования. Это способствует появлению у детей навыков по алгоритмизации действий при решении любых задач. Ведь по сути, программирование — это перенесение последовательности логическим образом упорядоченных действий на язык программирования или, как говорят сами дети, на «язык роботов». В ходе занятий робототехникой дети также изучают физические явления и их связь с миром роботов. Это происходит во время знакомства с датчиками и принципами их работы, таких как, например, ультразвуковой датчик или датчик цвета. Ведь не зная, что же такое ультразвук, невозможно понять, как же датчик может помочь роботу ориентироваться в пространстве и не врезаться в препятствия.

Подход к занятиям, их наполненность и интенсивность может отличаться от кружка к кружку, но все занятия ведут к одному логическому исходу. После определенного числа занятий, ребята уже уверенно ориентируются в наборах для конструирования, что помогает им понимать, как создать модель робота, которая будет более оптимальной для решения поставленной задачи. Ребята осваивают среду программирования на уровне, позволяющем писать программы для роботов под конкретные задачи, закладывая определенную логику действия робота и умея путём калибровки добиваться лучших результатов при изменении условий. После более-менее продолжительного периода времени занятий робототехникой у родителей и у детей возникает вполне логичный вопрос «А что дальше?».

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Во-первых, следующей ступенью в обучении детей робототехнике становится разработка своих собственных творческих технических проектов. Этот этап даёт возможность детям, обладающим уже определенным багажом знаний, формировать свои идеи и претворять их в жизнь. При этом в ребятах просыпаются настоящие изобретатели. Так, например, в центре знаний «Интеллектор» была создана модель робота-марсохода, позволяющая продемонстрировать некоторые функции реального марсохода. Модель могла воспроизвести процесс бурения пород и принцип слежения марсохода за передвижением источника света, от которого происходит зарядка солнечных батарей. Разработка модели была приурочена специально к месяцу астрономии в интерактивном музее наук «Лабораториум» (г. Ростов-на-Дону) и дала возможность ребятам продемонстрировать, как робототехника может быть полезна при знакомстве с астрономией. Презентация подобных проектов обычно проходит в рамках фестивалей, мастер-классов или выставок по робототехнике, а также может выступать отдельной номинацией в соревнованиях по робототехнике.

Во-вторых, ещё одним вариантом ответа на вопрос «А что дальше?» может стать участие ребят в соревнованиях по робототехнике, которые были упомянуты ранее. Такое явление, как соревнования по робототехнике развивается очень стремительно и уже вышло на международный уровень. Соревнования проходят в самых разных номинациях для разных возрастных категорий участников. Наверное самыми известными на данный момент можно считать такие мероприятия, как WRO ( World Robot Olympiad), FIRST Tech Challenge (FTC), «РобоФест» и фестиваль «Инфоробот».

Любой кружок, центр или клуб по робототехнике может при желании сформировать свою команду и подать заявку на участие в соревнованиях. Важно понимать, что, как и любые другие, соревнования по робототехнике обязательно имеют положение и регламент, определяющие правила их проведения и порядок оценки результатов. Ход соревнований чётко регламентируется правилами, например, всегда есть технические требования и ограничения к конструкциям роботов, временные интервалы для выполнения задания. А ещё существует так называемый карантин — это промежуток времени, когда ребята не имеют никакой возможности изменить конструкцию роботов или алгоритм программ. После окончания карантина ребятам может быть предоставлено время на доработку моделей, и тогда начинается командный мозговой штурм, ведь у ребят появляется шанс в короткий промежуток времени усовершенствовать роботов, чтобы улучшить командные результаты.

Для каждой возрастной группы участников предлагаются свои номинации. И, как правило, чем старше возрастная группа, тем выше уровень сложности задач, которые предстоит решить ребятам во время соревнований. На данный момент самыми распространенными являются следующие номинации: траектория, сумо, сортировщик, лабиринт, боулинг, футбол.

Участие в подобных соревнованиях сложно сравнить с чем-либо ещё. Со стороны видно, что дети бегают и что-то делают с роботами. Но если только вы прислушаетесь к тому о чём, а главное, как они общаются, вы поймёте, что имеете дело с непростыми детьми. Такие слова, как «прога» или «железо», это вполне обыденные слова в их лексиконе.

Безусловно, польза для ребят от участия в таких мероприятиях колоссальная! Для начала, такие соревнования — эта так называемый обмен опытом. Ребята попадают в среду увлечённых таким же техническим творчеством сверстников. А это значит, что помимо того, что ребята могут завести новых друзей со схожими интересами, они могут поделиться своими идеями или поинтересоваться у других участников соревнований, как они подходили к решению тех или иных задач. Так постепенно у ребят появляется очень интересный круг общения.

Кроме этого, во время соревнований азарт и эмоции переполняют ребят, а после соревнований, практически независимо от их исхода, у ребят буквально открывается второе дыхание, что придаёт им импульс всё глубже и детальнее погружаться в мир робототехники. У них появляется желание находить новые варианты решения поставленных в соревнованиях задач, чтобы в следующий раз улучшить свои результаты.

С каждым новым соревнованием ребята становятся всё более стойкими и уверенными в себе. Всегда на подобных мероприятиях можно разглядеть новичков и «бывалых». Новички обычно очень хаотично и неуверенно передвигаются по соревновательным залам, и в глазах у них множество вопросов: «что?», «где?», «куда?», «когда?» и так далее. Большая часть этих вопросов, конечно, связана именно с неопытностью детей. Участники, которые уже не первый раз принимают участие в подобных мероприятиях, выглядят в меру спокойными и сосредоточены, стараются внимательно следить за происходящим, чтобы не пропустить слова судей. Таким образом, можно с уверенностью говорить и о том, что участие в подобных соревнованиях закаляет характер, учит ребят быть более собранными и справляться со своими эмоциями в экстремальных условиях.

И, конечно, соревнования — это воспитание командного духа. Всегда приятно смотреть, как ребята поддерживают и болеют за членов своей команды, радуются и переживают вместе.

Подводя итоги вышесказанного, отметим, что занятия робототехникой уже на начальном этапе своего становления имеют огромный потенциал и, вполне возможно, спустя какое-то время, смогут претендовать на звание нового официального интеллектуального вида спорта такого, например, как шахматы.

Руководитель центра знаний «Интеллектор»
Е. В. Кузьмина

На странице использованы изображения из следующих источников:

  1. http://www.thehindubusinessline.com/news/variety/robots-wired-by-young-minds/article4435655.ece?ref=relatedNews

Вернуться к списку статей