Франшиза Центра знаний Интеллектор

Вернуться к списку статей

Детское конструирование

Детское конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Детское конструированиеНа занятиях конструктивной деятельностью дети получают представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам, но в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. Таким образом формируется умение анализировать окружающий мир, повышается осознанность для собственных действий.

Конструирование для детей способствует :

  • улучшению зрительно-моторной координации;
  • развитию пространственного мышления, т. е. приобретению навыков делить сложную форму на составные части, соотносить размеры объектов и определять их местоположение, мысленно меняя их взаимное расположение;
  • получению навыков повышенной концентрации внимания;
  • совершенствованию их речи, т. к. в процессе работы они делятся своими замыслами, учатся ясно выражать свои мысли и грамотно их формулировать.

Детское конструирование похоже на конструктивно-техническую деятельность взрослых. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создаёт план, подбирает материал с учётом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполняемых действий. Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и их техническую сторону: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основой конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? И на занятиях конструирования дети самостоятельно ищут ответы на эти вопросы, приобретают экспериментальный опыт и обретают больше самостоятельности в своих действиях.

Конструирование для детей даёт возможность обучить их не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, разнообразным схемам действий. Улучшение точности восприятия и понимание технической сущности предметов пробуждает в детях больше ответственности за собственные действия и осознанности по отношению к окружающему миру.

Зачастую использование конструирования начинается ещё в детском дошкольном возрасте. Детское конструирование может быть уместно и в детском саду и в обычных домашних условиях. Для детей конструирование — это игровой процесс. В отличие от взрослых дети получают удовольствие от самого процесса детского конструирования, а не от того, что они создали что-то и потом смотрят и любуются.

Любые занятия с детьми проводятся с определёнными целями, это может быть физическое развитие, развитие речи, памяти, навыков рисования и так далее. Детское конструирование не исключение. Занятия детским конструированием также имеют определённые цели:

  1. Образование. Во время занятий конструированием дети узнают новые слова и понятия, которые связаны с геометрией фигур, материалами, используемыми в конструировании, правилами моделирования и так далее;
  2. Развитие. Во время конструирования происходит развитие мелкой моторики, внимания, логики, пространственного мышления и творческих способностей детей;
  3. Воспитание. Во время конструирования у детей воспитывается усидчивость, желание доводить дело до конца, умение работать как самостоятельно, так и в команде.

Особенно ценно то, что всех этих целей возможно добиться во время игры, а в дошкольном возрасте — это намного упрощает процесс проведения занятий с детьми.

Детское конструирование имеет и свою классификацию. В зависимости от возраста детей, состава детских групп и предпочтений по интересам, можно подобрать тот вид конструирования, который подойдёт именно этой группе и именно в это время.

Итак, детское конструирование представлено следующими видами:

  1. Художественное конструирование. Дети любят создавать различные художественные поделки, а потом использовать их в играх. В художественном конструировании могут использоваться самые разные материалы, например, бумага, природные материалы, пуговички, ленты. Во время художественного проектирования дети экспериментируют, воплощая свои детские задумки, используют в конструировании различные материалы, применяя их для воплощения той или иной части конструкции или стараясь передать фактуру или цвет. Конечно, поначалу в детских поделках могут быть видны проблемы с соблюдением пропорций или передачей цвета. Как раз во время занятий возможно выправить видимые проблемы, тем самым развивая детей и их конструктивное мышление.
  2. Техническое конструирование. Во время детского технического конструирования могут использоваться строительные материалы или готовые конструкции. Например, конструкторы LEGO и подобные им. Техническое конструирование обычно предполагает создание моделей, повторяющих или подражающих реальным техническим объектам. Например, дети конструируют дома и другие здания и сооружения, а ещё различные транспортные средства. Мальчишки особенно любят конструировать военную технику. Техническое конструирование последнее время нашло свое применение в новом модном направлении детского развития, которое носит интересное название — детская робототехника. Это направление детского досуга достаточно молодое, но набирает всё большую популярность из года в год. На занятиях робототехникой дети конструируют роботов, используя специальные конструкторы или же подручные материалы. Удачный симбиоз конструирования, программирования, а также основ физики, электроники и механики дал жизнь этому новому виду детского технического творчества под названием «робототехника».

Детское конструирование подразделяется также по формам. Давайте рассмотрим, какие же формы детского конструирования встречаются, в чём их отличие и польза.

Формы конструирования:

  1. Конструирование по образцу. Такое детское конструирование предполагает наличие образцовой модели. Детям подробно демонстрируется пошаговый процесс создания конструкции. После чего дети приступают к конструированию самостоятельно, взрослые лишь поправляют детей, если это необходимо.
  2. Конструирование по модели. Данный вид детского конструирования немного сложнее, чем конструирование по образцу, и обычно реализуется после него. Разница в том, что детям не демонстрируется процесс изготовления изделия. Детям показывают уже готовую модель. Для конструирования детям выдаются материалы и инструмент, ставится цель собрать конструкцию подобную предложенной модели. Такой способ детского конструирования заставляет детей больше размышлять.
  3. Конструирование по условиям. В этой форме детского конструирования отсутствует и описание процесса конструирования и демонстрация модели. Вместо этого, ребёнку определяют объект и условия конструирования. То есть задача ставится другим способом. Теперь ребёнку не нужно повторять то, что он видит. Ребёнок должен сам придумать что-то и самостоятельно выполнить конструирование. Например, ребёнок уже имеет конструкцию или модель машины, ему поступает задание сконструировать гараж для этой машины, и также задаются условия, к примеру, что гараж должен быть крытым. Такая форма конструирования заставляет не только размышлять, но и включать воображение, фантазию и логику. Ребёнок проводит анализ данных ему условий и переходит к конструированию. То есть вид и конструкцию изделия ребёнок определяет сам. Результат такого детского конструирования обязательно должен соответствовать заданным условиям. Так можно будет проверить качество выполненного задания.
  4. Конструирование по чертежам и схемам. Это детское конструирование происходит с использованием наглядных чертежей и схем и в сопровождении с пояснениями взрослых до тех пор, пока дети не научатся читать чертежи без помощи. Этот способ конструирования объясняет, что такое плоское изображение и каким образом объёмное изделие может получиться на основе плоского чертежа этого же изделия. А также эта форма конструирования знакомит детей с понятием масштаба.В процессе конструирования у детей могут возникать сложности с ориентацией частей конструкции в пространстве. Из-за этого начинать работу с детьми по этой форме конструирования принято с самых простых схем и чертежей, чтобы добиться понимания у детей основ, а также разъяснить им новые понятия и обозначения, связанные с чертежами и схемами.
  5. Конструирование по замыслу. Это вид детского конструирования больше всех остальных нацелен на развитие творчества. Ребёнку дается практически полная свобода в выборе объекта конструирования. Его желания и идеи могут быть ограничены лишь данным материалом, помещением и временем. Всё же остальное, что касается конструирования, во власти ребёнка, и он может конструировать практически любую конструкцию, используя исходные данные. Обычно в результате такого конструирования ребёнка просят рассказать о своем изобретении, так можно будет понять, что в модель действительно был вложен смысл и оценить насколько ребёнку удалось его реализовать.
  6. Конструирование по теме. Это конструирование является ответвлением конструирования по замыслу. В данном случае детям даётся определённая тема конструирования, например, определяется группа объектов и ребёнок в данной теме должен выполнить конструирование объекта. Темой может быть бытовая техника, транспорт, градостроительство, и ребёнок будет предлагать своё видение этой темы.
  7. Модульное конструирование. Этот вид детского конструирования ограничен обязательным использованием специального материального обеспечения. Для целей этого конструирования обычно используются специализированные конструкторы, позволяющие работать с отдельными модулями, например, сначала ребёнок должен поработать с корпусом конструкции, потом отдельно с её внутренними элементами.

Ориентируясь в многообразии форм конструирования, можно выбрать наиболее подходящую из них для конкретной группы или чередовать их. Каждая форма конструирования наделена своими полезными свойствами и может принести пользу при организации правильного её применения.

Детское конструирование может быть как частью домашнего досуга, так и внедряться в качестве развивающих занятий в детских садиках и начальной школе или дополнительных внешкольных занятиях.

Проводя такие занятия нужно соблюдать основные правила их организации:

  1. Начинать нужно с простых конструкций и постепенно их усложнять;
  2. Для начала стоит прибегнуть к использованию простых и понятных материалов для конструирования и научиться обращаться с ними, а потом уже добавлять что-то новое;
  3. Нужно понимать, что детское творчество не может отвечать взрослому пониманию вкуса и эстетики. Детское творчество как раз способствует выработке чувства, а задача взрослых поддерживать и направлять детей;
  4. Нужно уделять внимание безопасности процесса конструирования. Не стоит использовать материалы и инструменты, которые могут быть опасны для детей того или иного возраста, в некоторых случаях полезно сделать некие заготовки и дать их детям для использования в конструкции.

Соблюдение этих простых правил поможет выстроить грамотный процесс занятий детским конструированием и легко добиться поставленных целей. Результат занятий также будет зависеть и от эмоциональной составляющей. Как правило, для воспитателей в детских садах — этот вопрос абсолютно понятен и привычен. В какой момент похвалить, стоит ли ругать, как замотивировать, такие вопросы не вызывают сложностей у профессионалов, в то время как для родителей могут возникать сложности в оценке результатов творчества своих детей. В таком случае полезным будет почитать соответствующую литературу или обратиться к советам профессионалов.

Подводя итоги, можно однозначно определить детское конструирование как полезное развивающее занятие для детей, и каждый ребёнок сможет выбрать для себя что-то подходящее из многообразия видов и форм конструирования.

Инструктор по робототехнике в центре знаний "Интеллектор"
К. В. Геворкян

Руководитель центра знаний "Интеллектор"
Е. В. Кузьмина

На странице использованы изображения из следующих источников:

  1. https://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm

Вернуться к списку статей