Детский мастер-класс
В последнее время очень модным стал формат общения под названием мастер-класс. Наверняка многие из вас уже слышали о нём, а кто-то даже успел принять участие в одном из них. Мастер-классы обычно предполагают встречу, на которой спикер, ведущий или, правильнее сказать, мастер делится ценной информацией с остальными участниками мастер-класса. Перечень тем мастер-классов настолько разнообразен, что каждый сможет найти что-то интересное для себя или же наоборот — организовать свой мастер-класс и поделиться с людьми своими уникальными знаниями или умениями. Мастер-классы проводятся в абсолютно разных сферах интересов людей в нескольких форматах и для разной целевой аудитории. Сегодня популярными являются как онлайн, так и оффлайн мастер-классы. Онлайн мастер-классы дают возможность почерпнуть знания у мастеров, находящихся вдалеке от нас. Оффлайн мастер-классы дают возможность не только получить знания от мастера, но и пообщаться в кругу людей со схожими интересами, обзавестись полезными знакомствами и зарядиться положительными эмоциями.
Что касается целевых аудиторий мастер-классов, то тут, с одной стороны, мастер-классы могут делиться по сфере интересов, а с другой стороны — по возрастной группе участников мастер-класса. И если мастер-классы для взрослых уже получили заслуженную популярность в разных профессиональных областях, то детские мастер-классы — это что-то новенькое.
Детский мастер-класс — это очень удачная форма обучения детей и общения с ними. Дети, как мы знаем, народ очень любопытный. «Как? Зачем? Почему?» — вот любимые вопросы, которые помогают детям познавать окружающий мир. Так вот детский мастер-класс и позволяет отвечать на эти самые вопросы детей, но только не просто в формате устной беседа, но и ещё с добавлением практики. Например, если темой детского мастер-класса будет «Моё первое блюдо», то дети не только поговорят о том, как же приготовить то или иное блюдо. Мастер, который будет проводить мастер-класс для детей, будет вместе с детьми готовить то самое блюдо. Вот тогда, когда разговор по теме закрепляется практикой, мастер-класс можно считать состоявшимся. Существуют разнообразные детские мастер-классы. Выбор тем детских мастер-классов, конечно, не сравним с существующим выбором мастер-классов для взрослых, но постепенно он расширяется.
Виды детских мастер-классов
Среди популярных на данный момент детских мастер-классов можно отметить:
- детский мастер-класс по гончарному делу;
- детский мастер-класс по рисованию на песке;
- кулинарный детский мастер-класс;
- детский мастер-класс по лепке из «волшебного песка»;
- детский мастер-класс по рукоделию и так далее.
Одной из новинок являются детские мастер-классы, связанные с техническим творчеством, например, мастер-классы по робототехнике, где дети создают своих роботов, а потом устраивают между ними соревнования, или детские мастер-классы по рисованию 3D-ручками, где дети учатся создавать объёмные фигуры, вырисовывая их с помощью 3D-ручек. Восторг детей от таких нестандартных мастер-классов сложно передать. Лучше, чем ребёнок, эти впечатления не передаст никто.
Ценность детских мастер-классов состоит в том, что дети питаются новыми знаниями, получают новые навыки, общаются друг с другом в творческой атмосфере, и всё это проходит в лёгкой ненавязчивой форме, которая позволяет детям осваивать новую информацию без стрессов и давления со стороны.
Конечно, многое зависит от организаторов детских мастер-классов. Ведь даже самую удачную идею можно убить, если претворять её в жизнь бездушно. А уж когда речь идёт о детях, то их провести практически невозможно. Дети всегда чувствуют неискренность по отношению к себе. Поэтому если мастер-класс будет проводиться только лишь с целью извлечения прибыли, а не для развития или хотя бы развлечения детей, то получить положительные эмоции от детей будет практически невозможно. Если же организаторы мастер-класса вложили душу в создание детского мастер-класса, подобрали действительно интересную тему, наполнили её практикой, то успех будет обеспечен.
Практика — это очень важная часть мастер-класса. Дети очень любят делать что-то своими руками. Когда ребёнок учится делать что-то самостоятельно, а потом имеет возможность увидеть или даже попробовать на вкус результаты своего труда, то это будет действительно ценно. А ещё дети любят хвастаться, и когда на мастер-классе каждый из них сделает что-то своё, то они обязательно начнут показывать друг другу результаты своего труда и делиться впечатлениями. Общение между детьми во время мастер-класса — это тоже отдельная история. Дети не просто обмениваются фразами, они учатся слушать друг друга, оценивать со стороны чужое творчество и даже давать советы. Мало, где у детей есть среда именно для такого общения. В школе дети тоже объединены едиными темами на уроках, но там у них нет возможности обменяться мнениями или советами. Все их попытки поговорить на уроках заканчиваются замечаниями учителей. То же самое происходит во многих кружках, где на первое место выходит строгая дисциплина, которая помогает учителям держать детей под контролем и проводить занятия в спокойной обстановке.
Мастер-класс отличается тем, что на него чаще всего приходят не потому, что надо, а потому, что хочется. А когда детям хочется, то и дисциплина поддерживается практически сама собой. Дети внимательно слушают мастера, а потом с усердием выполняют данное задание, прислушиваясь к советам и рекомендациям.
Раньше, можно сказать, что мастер-классы проводились в какой-то форме дома. Например, мама или бабушка учили печь пирожки, а папа или дедушка учили забивать гвозди, паять или ловить рыбу. К сожалению, от нехватки времени в современном мире родители просто не успевают уделять время всему этому, сосредоточившись на зарабатывании денег. Понимая возникшую проблему, а, возможно, правильнее назвать это не проблемой, а потребностью, организаторы и стали проводить детские мастер-классы. Детям постоянно требуется внимание, это внимание порой не могут уделить родители или другие родственники, тогда детей всячески занимают кружками и развивающими занятиями, что само по себе прекрасно и полезно. Вот и детские мастер-классы пришли на помощь родителям.
Разнообразие детских мастер-классов однозначно со временем будет расти. Нам так о многом хочется рассказать детям и дать им попробовать, а детям о стольком хочется нас спросить, что темы мастер-классов теперь уже никогда не закончатся.
Кстати, одним из интересных применений детских мастер-классов является их совмещение с детскими праздниками. Родители часто «ломают голову», когда занимаются организацией детских праздников. Они всегда озадачены двумя проблемами:
- чем накормить детей;
- чем занять детей.
Если с первой проблемой сегодня всё достаточно просто, и полки продуктовых магазинов ломятся от продуктов, а интернет переполнен оригинальными рецептами для детских столов, то со второй проблемой дела обстоят хуже.
Развлечения детей во многом зависят от возраста, от количества и от пола детей. Поэтому под каждую конкретную компанию родители ищут подходящую развлекательную программу. Есть даже специализированные праздничные агентства, готовые взять на себя этот нелёгкий труд.
Так вот детские мастер-классы — это прекрасное решение для праздников. Можно заказать несколько различных мастер-классов, и успех празднику на сто процентов гарантирован.
Также мастер-классы могут найти своё применение и в образовательном процессе. Например, в школах на уроках материал обычно подаётся достаточно сухо, даже на тех предметах, где, казалось бы, возможно разыграть целую сценку или организовать научное шоу. Вот и в таких случаях мастер-класс как палочка-выручалочка приходит на помощь. Мастер-класс можно наполнить абсолютно разным содержанием. Главное — гармоничное сочетание практики и теории, интересная тема и праздничная атмосфера. Детский мастер-класс в отличие от взрослого — это всё-таки больше развлечение, чем обучение. Но развлечение, способное дать знания и навыки, а значит — способное научить.
Итак, если ваши дети ещё не посетили ни одного мастер-класса, то это нужно срочно исправлять! Вы сами убедитесь в том, насколько это интересное мероприятие, как только будете забирать ребёнка после первого мастер-класса и увидите его горящие глаза, выслушаете эмоциональный рассказ на тему «как это было», а, возможно, вам даже посчастливится попробовать результаты творения вашего ребёнка или он принесёт что-то эдакое домой.
Не бойтесь и смело пробуйте новое, тем самым вы расширяете кругозор своих детей и даёте им попробовать что-то такое, что, возможно, сыграет ключевую роль в их жизни. Ведь может мастер-класс настолько вдохновит ребёнка, что он решит связать с его темой свою будущую профессию. Чем больше ваш ребёнок будет знать об окружающем мире, тем проще ему будет в нём расти и развиваться.